На основании постановления Совета Министров Узбекской ССР за № 392 от 28 августа 1973 года, в 1979 был образован завод водозаборной арматуры и нестандартного гидротехнического оборудования. Первоначальное название –«Узбекский завод ирригационного и гидротехнического машиностроения». Главной его задачей было обеспечение водозаборной арматурой, металлоконструкциями, нестандартным оборудованием, мостовыми и козловыми кранами для строящихся объектов бывшего Советского Союза, и для объектов, строящихся за рубежом по линии Сельхозпром-экспорт. В связи с сокращением объёмов производства заказов для предприятий Министерства сельского и водного хозяйства, с целью более эффективного использования иностранных инвестиций по проекту «Модернизация парка дизельных локомотивов», завод был передан в подчинение ГАЖК «Ўзбекистон темир йўллари».Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за № 464 от 24 октября 2003 года было решено преобразовать предприятие в ДП «Литейно-механический завод» УП "Ўзтемирйўлмаштаъмир" ГАЖК «Ўзбекистон темир йўллари».
На основании Постановления Президента Республики Узбекистан за № ПП-1780 от 28 июня 2012 г. «О мерах по реализации инвестиционного проекта «Развитие ремонтной базы подвижного состава, организация вагоностроения и реконструкции литейного производства на ДП «Литейно-механический завод» для реализации данного проекта ДП «Литейно-механический завод» УП «Ўзтемирйўлмаштаъмир» было выделено 120,18 млн. долларов США, из которых 76 млн.45,5 тысяч долларов составило оборудование.
Целью проекта является организация в Республике Узбекистан производства грузовых железнодорожных вагонов разного типа для восполнения растущего дефицита вагонов, для ликвидации зависимости от импорта и создания новых рабочих мест. Проектом предусмотрена реконструкция и модернизация литейного производства для сокращения импорта комплектующих, требующих большого количества металла (колёсные пары, вагонная тележка, автосцепка, упоры, пятники). Развитие ремонтной базы подвижного состава, организация вагоностроения и литейного производства намечена на производственных площадях ДП «Литейно-механический завод» унитарного предприятия «Узтемирйулмаштаъмир» государственно-акционерной железнодорожной компании «Ўзбекистон темир йўллари».
Технико-экономическое обоснование проекта предусматривает:
- изготовление грузовых железнодорожных вагонов 1200 шт. в год;
- капитальный ремонт грузовых железнодорожных вагонов с продлением срока службы на 11 и 16 лет и модернизацией вагонов (изготовление полувагонов на базе платформы) - 1500 шт. в год;
- изготовление крупнотоннажных контейнеров грузоподъёмностью 20 т и 40 т – 950 шт. в год;
- литейное производство с выпуском стального литья – 15,2 тыс. т в год, чугунного литья -10,8 тыс. т. в год, цветного литья- 0,5 тыс. т в год;
- расширение производства запчастей и металлоконструкций для нужд железной дороги .
Литейное производство будет работать в основном, на обеспечение внутренних потребностей предприятия и лишь в небольших объёмах (по 300-350 тонн чугунного и стального литья) будет выдавать литьё на нужды Минсельводхоза Республики Узбекистан.
Производство новых вагонов, крупнотоннажных контейнеров, ремонт вагонов будет полностью обеспечивать республиканские расчетные потребности. Некоторую часть продукции предполагается экспортировать в соседние страны: Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Россию и Иран.
Целью данного проекта является повышение экономической эффективности, конкурентоспособности, безопасности грузоперевозок и возможности дальнейшего расширения объемов работ ГАЖК «Ўзбекистон темир йўллари» путем развития ремонтной базы подвижного состава, организации грузового вагоностроения и реконструкции литейного производства на ДП «Литейно-механический завод» УП «Ўзтемирйўлмаштаъмир».
ГАЖК «Ўзбекистон темир йўллари» по результатам тендерных торгов был подписан контракт от 21 мая 2011 года № ФРР-01 с компанией AS «Skinest Rail» (Эстония) на поставку оборудования, выполнение работ и услуг на сумму 54,3 млн. долларов США. Для строительства и ремонта грузовых вагонов, а также для строительства контейнеров изготовлено нестандартное оборудование на общую сумму 2,0 млн. долларов США. Для ремонта колёсных пар и тормозных частей грузовых вагонов создан цех и оснащен необходимым оборудованием. Полностью завершены работы по монтажу оборудования дробеструйной очистки корпуса грузовых вагонов и окрасочного участка.
В настоящее время полное официальное наименование: Акционерное Общество "Литейно-механический завод" АО "Ўзбекистон темир йўллари".
Начало деятельности
Свою деятельность завод начал с выпуска запасных частей для ремонта вагонов и верхних строений пути.
- С 2004 года завод освоил производство капитального, деповского и текущего ремонта полувагонов и минераловозов.
- В 2005 году завод освоил и произвел ремонт и модернизацию цистерн-цементовозов, хоппер-цементовозов, полувагонов с продлением срока службы на 5 лет.
- С 2006 года завод производит капитальный ремонт вагона- самосвала, платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров с продлением срока службы на 5 лет, а так же освоил программу выпуска капитального ремонта платформ с продлением срока службы на 5 лет , с 2006 года ремонт с продлением службы крытых вагонов на 5 лет. За этот период завод также расширил ассортимент по изготовлению запасных частей к вагонам и верхним строениям пути.
- Для строительства железных дорог было освоено производство клеммных болтов, закладных болтов, плоских шайб, путевых костылей, восстановление надрессорных балок, боковых рам и тележек.
- С 2007 года завод производит капитальный ремонт крытых вагонов с ремонтом ТШБ с продлением срока службы на 5 лет, а так же освоил программу выпуска капитального ремонта платформ с модернизацией для перевозки цемента, в крытый вагон и полувагон и с модернизацией окатышевоза в цементовоз.
- В конце 2007 года было освоено и запущено в производство строительство крытых грузовых вагонов и грузовых полувагонов. В 2013 году изготовлено крытых вагонов и полувагонов 387 ед.
- Наряду с изготовлением продукции завод освоил выпуск нестандартного оборудования, кондукторов и приспособлений для изготовления новых вагонов а также испытательных стендов для испытания запасных частей.
- В 2012 году освоены новые модели строительства грузовых вагонов: крытый вагон модель 11-9923 с увеличенным объемом кузова на 158 м3 и полувагон модель 12-9922 с увеличенным объемом кузова на 92 м3, что дает возможность увеличения грузоперевозок. Разработанная конструкторская технологическая документация на эти вагоны успешно прошла экспертизу и получены соответствующие сертификаты.
- В 2016 - 2017 г.г. на серийно выпускаемую предприятием нижеследующую продукцию получены сертификаты соответствия, выданные органом по сертификации в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»:
- Рамы боковые тележек грузовых вагонов
- Балки надрессорные тележек грузовых вагонов
- Тележки двухосные для грузовых вагонов модель 18-9597 тип 2
- Полувагоны универсальные с разгрузочными люками объемом кузова 92 м3 модель 12-9922
- Крытые вагоны с уширенными дверными проемами объемом кузова 158 м3 модель 11-9923
- Вагоны-хопперы для перевозки цемента модель 19-9596
- Хомуты тяговые автосцепки
- Колесная пара РУ1Ш-957-Г