На основании постановления Совета Министров Узбекской ССР за № 392 от 28 августа 1973 года, в 1979 был образован завод водозаборной арматуры и нестандартного гидротехнического оборудования. Первоначальное название –«Узбекский завод ирригационного и гидротехнического машиностроения». Главной его задачей было обеспечение водозаборной арматурой, металлоконструкциями, нестандартным оборудованием, мостовыми и козловыми кранами  для строящихся объектов бывшего Советского Союза, и для объектов, строящихся за рубежом  по линии Сельхозпром-экспорт. В связи с сокращением объёмов производства заказов для предприятий Министерства сельского и водного хозяйства, с целью более эффективного использования иностранных инвестиций по проекту «Модернизация парка дизельных локомотивов», завод был передан в подчинение ГАЖК «Ўзбекистон темир йўллари».Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за № 464 от 24 октября 2003 года  было решено преобразовать  предприятие  в  ДП  «Литейно-механический завод» УП "Ўзтемирйўлмаштаъмир" ГАЖК «Ўзбекистон темир йўллари».

          На основании Постановления Президента Республики Узбекистан за № ПП-1780 от 28 июня 2012 г. «О мерах по реализации  инвестиционного проекта «Развитие ремонтной базы подвижного состава, организация вагоностроения и реконструкции литейного производства на ДП «Литейно-механический завод» для реализации  данного проекта ДП «Литейно-механический завод» УП «Ўзтемирйўлмаштаъмир» было выделено 120,18 млн. долларов  США, из которых 76 млн.45,5 тысяч долларов составило  оборудование. 

        Целью проекта является организация в Республике Узбекистан производства грузовых железнодорожных вагонов  разного типа  для восполнения растущего дефицита вагонов, для ликвидации  зависимости от импорта и создания  новых рабочих мест. Проектом предусмотрена реконструкция и модернизация литейного производства для сокращения импорта комплектующих, требующих большого количества металла (колёсные пары, вагонная тележка,  автосцепка, упоры, пятники). Развитие ремонтной базы подвижного состава, организация вагоностроения и литейного производства намечена  на производственных площадях ДП «Литейно-механический завод» унитарного предприятия «Узтемирйулмаштаъмир» государственно-акционерной железнодорожной компании «Ўзбекистон темир йўллари».

Технико-экономическое обоснование проекта предусматривает:

  • изготовление грузовых железнодорожных вагонов 1200 шт. в  год;
  • капитальный ремонт грузовых железнодорожных вагонов с продлением срока службы на 11 и 16 лет и модернизацией вагонов (изготовление полувагонов на базе платформы) - 1500 шт. в год;
  • изготовление крупнотоннажных контейнеров грузоподъёмностью 20 т и 40 т – 950 шт. в год;
  • литейное производство с выпуском стального литья – 15,2 тыс. т в год, чугунного литья -10,8 тыс. т. в год, цветного литья- 0,5 тыс. т в год;
  • расширение производства запчастей и металлоконструкций для нужд железной дороги .

        Литейное производство будет работать в основном, на обеспечение внутренних  потребностей предприятия и лишь в небольших объёмах  (по 300-350 тонн чугунного и стального литья) будет выдавать литьё на нужды Минсельводхоза Республики Узбекистан.

        Производство новых вагонов, крупнотоннажных контейнеров, ремонт вагонов  будет полностью обеспечивать республиканские расчетные потребности. Некоторую часть продукции предполагается экспортировать в соседние страны: Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Россию и Иран.

        Целью данного проекта является повышение экономической  эффективности, конкурентоспособности, безопасности грузоперевозок и возможности  дальнейшего расширения  объемов работ ГАЖК «Ўзбекистон темир йўллари» путем развития ремонтной  базы подвижного состава, организации  грузового вагоностроения и реконструкции литейного производства на ДП «Литейно-механический завод» УП «Ўзтемирйўлмаштаъмир».

       ГАЖК «Ўзбекистон темир йўллари» по результатам тендерных торгов был подписан контракт от 21 мая 2011 года № ФРР-01 с компанией  AS «Skinest Rail» (Эстония) на поставку оборудования, выполнение работ и услуг на сумму 54,3 млн. долларов  США. Для строительства и ремонта грузовых вагонов, а также для строительства контейнеров изготовлено нестандартное оборудование на общую сумму 2,0 млн. долларов  США. Для ремонта колёсных пар и тормозных частей грузовых вагонов создан цех и оснащен необходимым оборудованием. Полностью завершены работы по монтажу оборудования дробеструйной очистки корпуса грузовых вагонов и окрасочного участка.

       В настоящее время полное официальное наименование: Акционерное Общество "Литейно-механический завод" АО "Ўзбекистон темир йўллари".

Начало деятельности

            Свою деятельность завод начал с выпуска запасных частей для ремонта вагонов и верхних строений пути.

  • С 2004 года завод освоил производство капитального, деповского и текущего ремонта полувагонов и минераловозов.
  • В 2005 году завод освоил и произвел ремонт и модернизацию цистерн-цементовозов, хоппер-цементовозов, полувагонов с продлением срока службы на 5 лет.
  • С 2006 года завод производит капитальный ремонт вагона- самосвала, платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров с продлением срока службы на 5 лет, а так же освоил программу выпуска капитального ремонта платформ с продлением срока службы на 5 лет , с 2006 года ремонт с продлением службы крытых вагонов на 5 лет. За этот период завод также расширил ассортимент по изготовлению запасных частей к вагонам и верхним строениям пути.
  • Для строительства железных дорог было освоено производство клеммных болтов, закладных болтов, плоских шайб, путевых костылей, восстановление надрессорных балок, боковых рам и тележек.
  • С 2007 года завод производит капитальный ремонт крытых вагонов с ремонтом ТШБ с продлением срока службы на 5 лет, а так же освоил программу выпуска капитального ремонта платформ с модернизацией для перевозки цемента, в крытый вагон и полувагон и с модернизацией окатышевоза в цементовоз.
  • В конце 2007 года было освоено и запущено в производство строительство крытых грузовых вагонов и грузовых полувагонов. В 2013 году изготовлено крытых вагонов и полувагонов 387 ед.
  • Наряду с изготовлением продукции завод освоил выпуск нестандартного оборудования, кондукторов и приспособлений для изготовления новых вагонов а также испытательных стендов для испытания запасных частей.
  • В 2012 году освоены новые модели строительства грузовых вагонов: крытый вагон модель 11-9923 с увеличенным объемом кузова на 158 м3 и полувагон модель 12-9922 с увеличенным объемом кузова на 92 м3, что дает возможность увеличения грузоперевозок. Разработанная конструкторская технологическая документация на эти вагоны успешно прошла экспертизу и получены соответствующие сертификаты.
  • В 2016 - 2017 г.г. на серийно выпускаемую предприятием нижеследующую продукцию получены сертификаты соответствия, выданные органом по сертификации в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»:
  1.  Рамы боковые тележек грузовых вагонов
  2.  Балки надрессорные тележек грузовых вагонов
  3.  Тележки двухосные для грузовых вагонов модель 18-9597 тип 2
  4.  Полувагоны универсальные с разгрузочными люками объемом кузова 92 м3 модель 12-9922
  5.  Крытые вагоны с уширенными дверными проемами объемом кузова 158 м3 модель 11-9923
  6.  Вагоны-хопперы для перевозки цемента модель 19-9596
  7.  Хомуты тяговые автосцепки
  8.  Колесная пара РУ1Ш-957-Г